Купить кондиционеры в Киеве

Рынок торгового холодильного оборудования

31.05.2010

Источник: www.ejarn.jp

Введение

В процессе урбанизации в индустриальных странах стала ощутимо расти потребность в охлаждении пищевых продуктов и напитков. Уровень урбанизации действительно является ключевым фактором, определяющим спрос на торговое холодильное оборудование. Особенно это касается развивающихся стран, где городские жители обычно имеют более высокие доходы, нежели их соотечественники, живущие в селах. Вместе с этой потребностью растет и нужда в постоянном электроснабжении городов данных стран. В связи с этим, пока половину мирового спроса на холодильное оборудование формируют Северная Америка, Западная Европа и Япония, в Китае и развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона вместе с численностью населения растет и ВВП, за счет чего скоростными темпами растет спрос на холодильное оборудование со стороны супермаркетов, пищеперерабатывающих предприятий, а также целого ряда ресторанов и заведений с едой на вынос.

На спрос торгового холодильного оборудования влияют разнообразные факторы, в том числе численность населения, макроэкономические показатели, правовые нормы и технологические инновации. Чем больше людей ужинает в ресторанах и покупает замороженные продукты в супермаркетах и продуктовых магазинах, тем выше продажи торгового холодильного оборудования. В то же время, пищеперерабатывающим предприятиям, поставляющим продукцию на точки розничной торговли и на заправочные станции, холодильное оборудование необходимо как на уровне производства, так и на уровне оптовой торговли.

Виды оборудования

Рынок торгового холодильного оборудования предлагает широкий ассортимент продукции. Категория торгового холодильного оборудования включает торговые холодильные шкафы, малые холодильные камеры, морозильные камеры, холодильные витрины, холодильные торговые автоматы, льдогенераторы, запчасти и другие товары. Последняя группа, «запчасти и другие товары» - это, в основном, конденсаторные агрегаты и холодильные установки, включая такие элементы, как компрессоры и конденсаторы, а также сочетания этих компонентов. «Другие товары» - это холодильные установки для напитков, эвапораторы, криогенное оборудование и жидкостные охладители.

Пользуются спросом и системы холодильного транспорта. Сюда входят грузовики, грузовые прицепы, мореходные рефрижераторы. Данная статья, впрочем, не касается холодильного оборудования для транспортной отрасли.

Товарная линия

Множество наименований холодильного оборудования пользуется большим спросом по всему миру и при этом не поддается простой классификации. Практически невозможно собрать точную статистику. Впрочем, самый крупный сегмент, по имеющимся сведениям, составляют упомянутые выше торговые холодильные шкафы и малые холодильные установки, а также холодильные витрины (40-43% рынка). Следующий по величине сегмент – это «запчасти и другие товары», составляющие 36-38% рынка. Следом идут льдогенераторы (7-8% рынка). Такая градация остается практически неизменной, при этом у каждого разряда продукции есть свой сложившийся статус и свое место в сфере пищевой промышленности, ресторанного бизнеса и других пищевых учреждений и розничных сетей.  

Холодильные витрины, в большинстве своем, приобретаются магазинами бакалейных товаров и супермаркетами, однако рестораны тоже заказывают их для десертов и других изделий. Особенно этот класс привлекателен для продуктовых магазинов, которые конкурируют как с приготовлением пищи в домашних условиях, так и с предприятиями общественного питания. Существует два вида холодильных витрин: с низкой температурой и с нормальной. И те, и другие могут использоваться как в открытом, так и в закрытом виде. Многие торговые фирмы для демонстрации фабрикатов и молочных продуктов предпочитают обычные открытые витрины, поскольку дверцы могут запотевать.

Малые холодильные камеры, торговые холодильные шкафы и морозильные камеры, по большей части, используются в подсобных помещениях и на кухнях больших супермаркетов, пищеперерабатывающих предприятий и предприятий общественного питания. Холодильные шкафы – объект повышенной нагрузки; двери открываются сотни раз за день. Дизайн соответствует такой повышенной нагрузке: конструкция из нержавеющей стали, мощная изоляция, крупные компрессоры и т. д.

Торговые автоматы используются для широкого спектра пищевых продуктов и напитков, практически повсеместно, начиная от школьных и корпоративных столовых и заканчивая местами общественного пользования и торговыми пассажами.

Льдогенераторы широко применяются в гостиницах, мотелях и других местах временного проживания. Также к этому классу активно обращаются рестораны и заведения с едой на вынос. Льдогенераторы бывают специальные и комбинированные, также они классифицируются по мощности и типу производимого льда (кубиками, пластинками, крошкой).

Спрос и предложение

У стран и регионов есть немало общего, однако если брать во внимание спрос на то или иное холодильное оборудование, то здесь существуют существенные различия. Разница есть и в том, насколько та или иная страна способна поддерживать производственную мощность этого оборудования на локальном уровне. Рынки перенасыщены, промышленность в развитых странах достигла зрелости. Ожидается рост со стороны развивающихся стран Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока, где постепенно и все быстрее растут доходы и активно формируется средний класс. В целом, возрастает количество людей, которые могут себе позволить бытовые холодильники. Это, в свою очередь, порождает спрос на замороженные продукты в розницу.   

Из-за растущих производственных и маркетинговых затрат, необходимости в разработке изделий и продвижении бренда, достижении его узнаваемости и движения по каналам распределения, ориентация все больше смещается в сторону крупных многонациональных производителей с головными офисами в развитых странах. В то же время эти компании-гиганты осознают выгодность использования дешевой рабочей силы, так же как и полезность местного присутствия. Поэтому они активно вкладывают средства в укрепление мощностей в регионах. Обычным делом, особенно в Китае, становятся акционерные общества с филиалами на местном уровне.

Крупнейшими производителями торгового холодильного оборудования остаются США и Япония; за ними следуют Италия, Германия, Франция и Великобритания. Штаб-квартиры большинства многонациональных промышленных фирм также находятся в этих странах. Тем не менее, немалые производственные мощности находятся за пределами промышленно развитых стран.

Объемы мирового производства и объемы продаж в сфере торгового холодильного оборудования внушительны, несмотря на то, что мировая торговля в этой отрасли отстает от показателей других категорий товаров длительного потребления. Происходит это из-за распределения производства по большому количеству стран. Многие страны сами удовлетворяют свои рыночные потребности силами отечественного производства.

Италия, Германия, Великобритания и Бразилия экспортируют продукцию во многие страны, но при этом они и импортируют значительное количество торгового холодильного оборудования. На импорт ориентировано большинство стран Восточной Европы. В общих чертах, даже когда в ближайшем будущем в Японии, США и Западной Европе рост начнет замедляться, эти страны останутся чистыми экспортерами.   

Структура производства и лидеры рынка

Несколько сотен компаний участвуют в производстве торгового холодильного оборудования, с производственными мощностями в более чем 50 странах. Лидеры рынка владеют заводами и дистрибьюторскими центрами практически на всех континентах, а также в отдельных странах или регионах. Серьезная конкуренция складывается по ряду причин: многие рынки развиты и перенасыщены, что ведет к переизбытку товаров, покупатели остро реагируют на колебания цен, а продукция подчиняется стандартам, исходящим из этих проблем; производители вынуждены проводить реструктуризацию путем слияния и создания объединений, сокращения производственных мощностей, увольнения работников, оптимизации торговых линий и дифференциации продукции.

В рамках такой реструктуризации ведущий производитель Ingersoll-Rand приобрел компанию Hussman, а Carrier and Tyler купил довольно опытную немецкую компанию Linde. Кроме того, Ingersoll-Rand недавно сделал Trane дочерним предприятием; Trane славится на весь мир своими чиллерами с центробежными компрессорами и крупными комплексными системами кондиционирования воздуха. Безусловно, большую долю рынка контролирует и Carrier – не только в области торгового холодильного оборудования, которому посвящено данное исследование, но и в сфере передвижных холодильных установок и кондиционерного оборудования.

Следует упомянуть и компанию Daikin, приобревшую McQuay, американского производителя мощного холодильного оборудования, и Johnson Controls, купившую York and Sabroe. Ориентированные на крупное холодильное оборудование, эти производители поставляют и компрессоры с конденсаторами, но сами не производят холодильных витрин и других элементов.

Основанная в США, компания Manitowoc Foodservice является одним из крупнейших производителей торговых холодильных витрин, малых холодильных камер и оборудования для охлаждения и розлива напитков. Предприятие Manitowoc Enodis приобрело Scotsman Ice Systems, но в мае этого года компания с частным капиталом Warburg Pincus выкупила Enodis у Manitowoc, создав тем самым холдинговую компанию Scotsman Industries, Inc. Приобретена была и компания Ice-O-Matic, американский производитель замороженных продуктов.

Актив японских предприятий в рамках отрасли включает таких производителей крупного холодильного оборудования, как Mayekawa, Kobelco и Toyo Engineering Works. Ведущими игроками рынка выступают San-den, Fuji Electric и Sanyo Electric, производящие торговые витрины, малые холодильные камеры, торговые холодильные шкафы и торговые автоматы. Широко известна также компания Hoshizaki, производящая льдогенераторы. Холодильные склады и оборудование производят Fukushima Industries и Nakano.

Китайский рынок и рынок других развивающихся стран постепенно завоевывают Manitowoc и Scotsman. В Китае также появляется бесчисленное множество местных производителей льдогенераторов.

Технология

Технические инновации в данной отрасли заключаются в усовершенствовании материалов, сокращении размеров и введении энергосберегающих элементов управления с микропроцессорами. Производители торгового холодильного оборудования также нацелены на исследования и разработки изолирующих материалов.

Другим предметом повышенного интереса выступают устройства с меньшей «опорной поверхностью» (площадью, занимаемой машинным оборудованием на территории завода, склада или ресторана), которые составляют ключевое требование торговых фирм, жаждущих платить меньшую арендную плату и получающих такую возможность за счет сэкономленного пространства.

Главная проблема – это энергетический выход, в то время как эти устройства работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Наряду с различными системами контроля со сложным программным обеспечением разрабатываются так называемые интеллектуальные системы размораживания.

Проблемы экологии и вопросы использования хладагентов являются важным объектом научных исследований в отрасли. Состоялся переход от фреона и ГХФУ, истощающих озоновый слой, к природным хладагентам (углекислый газ, углеводороды, аммиак), но у каждого из этих альтернативных хладагентов есть свои достоинства и недостатки. У недавно разработанного фтор-олефина HFO-1234yf низкий потенциал глобального потепления, однако из-за низкой продуктивности в условиях работы холодильного оборудования он все еще нуждается в доработке.

Холодильные компрессоры

Компрессоры, или, как их часто называют, холодильные компрессоры, - это сердце торгового холодильного оборудования.

Холодильные компрессоры имеют немало общего с компрессорами кондиционеров, однако могут функционировать в совершенно других технических условиях, в зависимости от давления и температурных условий. Поршневые компрессоры наиболее популярны и имеют наиболее долгую историю применения. В устройствах средней величины применяются также спиральные компрессоры – наряду с винтовыми компрессорами, которые чаще используются в крупных устройствах. Ротационные компрессоры отчасти применяются в кондиционерных установках, в целом же непопулярны в холодильной отрасли.

Заключение

Дать определению торговому холодильному оборудованию довольно сложно, также трудно очертить объемы понятия, определить, какие типы и параметры продукции в него входят.

Несмотря на то, что обсуждать масштабы мирового рынка торгового холодильного оборудования достаточно безрассудно, в то время как даже объемы его четко не определены, согласно одному проведенному подсчету, общая стоимость поставок за 2004 год превысила 25 миллиардов долларов, включая торговые холодильные шкафы и малые холодильные камеры, морозильные камеры, витрины, холодильные торговые автоматы и льдогенераторы, а также запчасти и другие товары. С другой стороны, крупные холодильные системы и специальное оборудование для холодильных складов в этот список не вошли. Не учитывались в подсчете и системы холодильного транспорта.

Среди развивающихся стран высокие показатели отмечаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.

Отрасль торгового холодильного оборудования весьма фрагментирована, поэтому ожидается дальнейшая консолидация в интересах сохранения конкурентоспособности и финансовой выгоды.

 

Примечание: В мае 2009 года Hill Phoenix выкупил значительную часть оборудования и другие материальные активы, право на интеллектуальную собственность и запасной фонд Tyler Refrigeration, которая являлась подразделением Carrier.


Пресс-Центр
Контакты для СМИ

Елена Весельская

Руководитель отдела маркетинга и рекламы

Тел.: +38 044 502 97 74

Факс: +38 044 502 02 95

E-mail: marketing@ivik.com